|
Если в семье гиперактивный ребёнок
|
Консультацию подготовила
педагог-психолог МДОУ д/с N 24 «Иволга»
Зинченко Г.И.
Если в семье гиперактивный ребёнок.
Прежде всего, следует знать, что нетипичность такого поведения свидетельствует о нарушениях деятельности нервной системы. Физические наказания и отрицательные стимулы вызывают обратную реакцию и лишь усугубляют проблемы.
Существуют следующие симптомы:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.
2. Неумение спокойно стоять и сидеть на месте, когда это требуется.
3. Лёгкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях.
5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
7. Часто переходит от одного незавершённого действия к другому.
8. Неумение играть тихо, спокойно.
9. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры других).
10. Может совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях.
Наличие, по крайней мере, 6 из перечисленных выше 10 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для тревоги.
Причинами могут быть:
социальные факторы:
- естественное эмоционально-позитивное общение, в силу разочарования родителей в себе и своём ребёнке, подменяется только медицинским уходом и лечением;
-попустительский стиль взаимоотношений, когда преобладает вседозволенность, а контроль за поведением ребёнка отсутствует;
- категоричное подавление активности ребёнка, гиперконтроль его действий, который при наличии синдрома двигательной гиперактивности приводит к противоположным результатам;
- эпизодичность и отсутствие единства в воспитательных воздействиях на ребёнка между родителями;
генетический фактор (наследственность);
пищевые факторы (высокое содержание углеводов приводит к ухудшению показателей внимания);
пренатальная патология (осложнения во время беременности матери);
особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС).
Рекомендации для воспитания таких детей:
1. Ежедневно перед ребёнком ставьте цель, которую он должен реализовать. Формулировка цели должна быть чёткой и лаконичной.
2. Заранее продумайте поощрения, которыми будут стимулироваться усилия ребёнка по достижению поставленной цели.
3. По истечении дня проанализируйте поведение ребёнка, оцените степень достижения цели.
4. Систематически фиксируйте изменения в поведении ребёнка, и в случае достижения им значительных изменений дайте ему обещанное вознаграждение: моральное или материальное.
5. Хорошо ввести знаковую систему оценивания действий ребёнка. Старайтесь замечать каждый успех малыша и обязательно давайте ему понять, что вы видите его успехи.
6. Направляйте энергию ребёнка в полезное русло. Давайте трудовые поручения. В свободной деятельности мотивируйте его спокойное действия.
7. В совместной деятельности учите ребёнка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.
8. Используйте элементы игры во всех моментах жизнедеятельности.
9. Не давайте многословных инструкций, после 10-ти слов ребёнок вас просто не услышит
10. Учите общаться ребёнка с другими детьми, поощряйте позитивное взаимодействие.
11. Используйте элементы массажа и релаксации.
12. Применяйте в работе с детьми глину, пластилин, воду, которые способствуют расслаблению ребёнка и помогает контролировать свою энергию.
13. Следите при общении с таким ребёнком за построением фраз. Лучше сказать «можно бегать на улице, а не в квартире», чем «прекрати бегать».
14. Используйте ровный эмоциональный тон общения без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач.
15. При непосредственном выполнении ребёнком действия находитесь рядом с ребёнком, поглаживая его, успокаивающе проговаривая его действия спокойным голосом.
16. Поддерживайте чёткий распорядок дня.
17. Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, на праздниках и т.д. оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.
18. Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности
19. Проконсультируйтесь с невропатологом, следуйте его рекомендациям. Если у ребёнка подтвердится синдром дефицита внимания при гиперактивности, то необходимо медикаментозная терапия.
Главное – сохранять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения и ребёнок не виноват в этом.
Существующие у ребёнка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует больших усилий и огромного терпения.
|